Рейтинг@Mail.ru
Версия сайта для слабовидящих

Воспитание в детском саду

Концепция воспитательной системы

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни и политики. В молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием, образование новых молодежных групп и течений (скинхеды, неформалы, готы, эмо и др.). Средства массовой информации усиленно пропагандируют западный, чуждый нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России.

В настоящее время, со стороны Правительства РФ и Министерства образования и науки РФ особое внимание уделяется решению задач патриотического воспитания. Приняты нормативные документы по данной проблеме

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.

В детских садах всегда уделялось большое внимание воспитанию нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к своему народу.

Принимая во внимание тот факт, что гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев воспитательной работы в целом, перед педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения остро встала проблема создания такой воспитательной системы, которая бы обеспечила движение от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину.

Представляя собой сложное социально-педагогическое явление, воспитательная система выступает как целостная упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов:

· педагогическое целеполагание - совокупность идей, ценностей, мотивов и установок;

· системообразующая деятельность: принципы, содержание, педагогические технологии, особенности взаимодействия со средой;

· субъекты деятельности: педагоги, дети и родители (законные представители);

· отношения - механизмы взаимодействия воспитательной системы ДОУ с социумом;

· управление - обеспечение интеграции компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Цель нашей работы заключается в воспитании гуманной, духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Организация воспитательного пространства через создание необходимых кадровых, научно-методических, материально-технических условий.

2. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился, на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

3. Формирование представлений о России, как о родной стране и о Ростовской области, как родном крае.

4. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изо-деятельность, художественное слово.

5. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения истории и культуры своего народа, государственной символики России и Липецкой области.

В методологической основе Концепции воспитательной системы детского сада лежат ключевые позиции следующих концепций:

· Концепция дошкольного воспитания (Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.  Ветохина А. Я., Дмитриенко З.) На первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности.

· Проектная модель гражданского воспитания дошкольников (Евдокимова Е.) – Целостное развитие ребенка это единство индивидуальных особенностей, личных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности.

· Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков). Воспитание человека, формирование средств духовного развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

· Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России, как великой державы.

Воспитательная система ДОУ № 66 охватывает весь педагогический процесс, объединяя различные виды деятельности и общение за пределами детского сада. При этом целенаправленному развитию личности в воспитательной системе ДОУ способствует соблюдение ряда общечеловеческих принципов и педагогических подходов воспитания:

· принцип природосообразности,· принцип культуросообразнсоти , принцип сотрудничества · системно-структурный подход, комплексный подход ,организационно-деятельностный подход, личностно-ориентированный подход.

Таким образом, выстраивается воспитательная система ДОУ, направленная на включение каждого ребенка в различные виды деятельности: образовательную, игровую, коммуникативную, двигательную, творческую и досуговую.

Согласно целям и задачам воспитательной системы, а так же исходя из интересов и потребностей детей, воспитательная система детского сада представлена пятью составляющими:

Предметно-развивающая среда.

Трудности в ознакомлении детей с отдельными историческими фактами, бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление.

Учебная деятельность, согласно Концепции воспитательной системы, должна быть представлена циклом занятий познавательного, художественно-эстетического и физкультурно-оздоровительного направлений, объединенных едиными тематическими блоками: «Наша малая родина – Липецк», «Из истории края», «Наши защитники», «Знамя победы», «Моя семья». Помимо занятий необходимо проведение экскурсий по достопримечательным местам малой родины и целевых прогулок и в этом активную роль сыграют родители.

Досуговая деятельность.

Большая роль в реализации задач патриотического воспитания отводится совместной досуговой деятельности воспитателя с детьми. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности предлагается использование дидактических и народных игр, театрализованной деятельности, бесед, выставок, конкурсов. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, другие массовые мероприятия. Особое место в досуговой деятельности занимают традиции. Они позволяют создать в детском саду периоды повышенной творческой активности, задать четкий ритм, избежать стихийности, определить степень воспитательного воздействия.

Дополнительное образование.

Большую помощь в воспитании маленьких патриотов оказывают занятия детей в кружке «Край родной»,  где решаются определенные воспитательные задачи:

· Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

· Воспитывать чувство уважения к людям, участвовавшим в Вов, гордость за героическое прошлое родного края.

· Воспитывать любовь и уважение к семье, близким людям.

· Воспитывать уважение к труду, труженикам города и села.

· Обогащать детско-родительские отношения.

 

Взаимодействие с социумом.

Только с привлечением всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учреждений социума можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ, так как семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей – начальное звено процесса воспитания.

Управление воспитательным процессом осуществляется в следующем порядке:

1. Формирование социального заказа в виде целей и задач.

2. Осуществление воспитывающей деятельности, как на индивидуальном, так и на коллективном уровне.

3. Решение специальных воспитательных задач – взаимодействие со вспомогательными службами.

          Формирование социального заказа осуществляется при взаимодействии заведующей, Совета родителей, Совета педагогов:

Заведующая ДОУ осуществляет руководство ДОУ на основе нормативных документов и собственной позиции, выражает заказ властных органов, как на государственном, так и на местном уровне.

Совет родителей выражает заказ со стороны родителей и детей, определяет основные направления воспитательной работы и ключевые мероприятия.

Совет педагогов ставит педагогические задачи в воспитательной работе, подводит итоги и анализирует результаты, вносит коррективы в план воспитательной работы.

Непосредственным осуществлением воспитательной деятельности занимаются:

Заместитель заведующей, старший воспитатель ДОУ - осуществляют организационное, методическое и диагностическое руководство воспитательной работой.

Воспитатели - осуществляют воспитательную работу с группами на коллективном и индивидуальном уровне, помогают в проведении общих мероприятий в ДОУ, ведут работу с родителями.

Специалисты ДОУ - реализуют воспитательную систему через работу с микро-группами и отдельными воспитанниками, проводят тематические мероприятия в ДОУ.

Родительская общественность - помимо деятельности, традиционно присущей родительским комитетам, родители принимают активное участие в подготовке праздников и других совместных дел.

 

Схема управления воспитательной системой

ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ СПОСОБОВ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Создание предметно-развивающей среды.

Неоспоримое значение имеет четкое построение предметно-развивающей среды. Воспитательная система предъявляет особые требования к организации предметно-развивающей среды во всех возрастных группах, и учреждении в целом.

В рекреации ДОУ находится мини-музей «Русская изба».

В группах находятся  «Патриотические уголки», фотовыставки «Липецк - вчера и сегодня», символика России, Липецкой области.

В музыкальном зале имеется видеотека: «Моя страна Россия!», аудиотека «Родимая сторонушка». В костюмерной - русские костюмы.

Методический кабинет детского сада является центром методической и творческой работы. Здесь необходимый теоретический и практический материал в помощь воспитателям. Так же для подготовки педагогов к акциям и конкурсам разработаны и представлены всевозможные памятки, критерии оценки, Положения о конкурсах и выставках. Перечень книг меняется в соответствии с тематикой.

Во всех возрастных группах имеются центры:

· патриотического воспитания, в которых находится материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой, где дети в условиях ежедневного свободного доступа могут пополнять знания. В центрах широко представлены: иллюстрации и фотоальбомы с видами родного города, городов России, столицы России – Москвы, климатических зон, животных и растений, как страны, так и области;

· драматизации и театрализации, в которых широко представлены различные виды театра, народные костюмы и атрибуты, как для самостоятельной, так и для специально организованной деятельности;

· изо-деятельности оснащены необходимым материалом для изобразительного творчества. В данных центрах есть так называемые «полочки красоты», где педагоги периодически выставляют предметы народного декоративно-прикладного искусства;

· центр «Учимся строить» оснащенные тематическими строительными наборами: «Крепость», «Мой город».

Учебная деятельность.

Одной из форм реализации задач воспитательной системы является учебная деятельность. Учебная деятельность нами рассматривается как основа формирования знаний дошкольников об истории, культуре и традициях России. Учебная деятельность подразделяется нами на познавательные занятия, экскурсии и целевые прогулки.

В тематическое планирование занятий составленное на основе Основной образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №66 г. Липецка, входят мероприятия из методической литературы и пособий: О.А.Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим», В.и.Натарова, Н.И.Карпухина «Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников», Л.А. Кондрыкинская «Дошкольникам о защитниках Отечества», Л.А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина?», Л.М. Шипицына «Азбука общения».

Традиционными праздниками в нашем детском саду стали:

· «День защитника Отечества»

· «Масленица»

· «День Победы»

· «День защиты детей»

· «День России»

· «День Флага России»

 

Помимо данных мероприятий, в детском саду предусматривается широкое использование малых фольклорных форм, сказочных сюжетов, народных примет и обычаев в процессе различных режимных моментов. Например: выполнение гигиенических процедур – потешки, колыбельные во время укладывания на дневной сон.

Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма. Произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.

Система взаимодействия с социумом представлена следующими направлениями:

Сотрудничество с центром внешкольной работы:

- Посещение тематических выставок в детской библиотеке.

- Участие в городских праздниках и мероприятиях.

 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ КАК ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ

Патриотическое воспитание – сложный и деликатный процесс. Патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, признающий права других людей, делающий все для того, что бы родной страной можно было гордиться по праву.

Работу по содержанию системы воспитания ДОУ ведёт по 3 направлениям:

1. Работа с педагогами.

2. Работа с детьми.

3. Работа с родителями.